Анализ хозяйственной деятельности основывается на данных целого ряда источников экономической информации, которые подразделяются на учетные и внеучетные. К учетным источникам информации относят, данные бухгалтерского учета и отчетности, данные статистического учета и отчетности, данные оперативного учета и отчетности, выборочные учетные данные
Данные бухгалтерской Отчетности — важнейшие учетные источники аналитической информации. Они представлены, прежде всего, балансом предприятия (форма 1 по ОКУД) и отчетом о финансовых результатах и их использовании (формы 2, 5 по ОКУД).
Статистическая отчетность отражает совокупность массовых явлений и процессов, характеризует их количественной стороны, позволяет выявить определенные экономические закономерности.
По степени доступности информацию можно разделить на открытую и закрытую (секретную) Информация, содержащаяся в учетных источниках аналитической информации, выходит за пределы предприятия и открыта для доступа других лиц, т.е. является открытой информацией Каждая организация разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы, лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности Эта информация представляет коммерческую тайну и является закрытой.
Особенностью маркетингового анализа деятельности гостиницы является необходимость не только обладать максимально полными данными о деятельности самого предприятия, но и по возможности максимально полными данными о деятельности конкурентов При этом интерес представляет как открытая информация о конкурентах (например, количество номеров, месторасположение, категория и т.д.), так и закрытая информация, такая как средняя загрузка, стоимость номера и доходность. Между гостиницами Москвы существует соглашение об обмене некоторыми стратегически важными данными в рамках пула, каждый из участников которого дает обязательство не обнародовать те данные, доступ к которым он благодаря этому пулу получает. Так ежедневный отчет пула содержит сведения по ряду гостиниц о загрузке на день, о средней цене номера, о средней доходности номера и некоторые другие.
Альтернативными источниками информации о конкурентах могут стать публикации в специализированных СМИ, обзоры по гостиничному рынку Москвы, статистические данные по загрузке гостиниц за последние годы и др. СМИ могут служить также важным источником информации для прогнозирования спроса на услуги гостиниц в будущем периоде. В профессиональных журналах о туризме регулярно публикуется статистика посещения Москвы и России в целом, иностранными туристами, а также приводятся мнения специалистов относительно прогнозов на будущий период.
117
Таким образом, можно отметить следующие необходимые для анализа деятельности гостиницы источники аналитической информации
1 Бухгалтерский баланс предприятия
2 Отчет о финансовых результатах и их использовании
3 Данные статистического учета за анализируемый период
4 Данные оперативного учета всех служб отеля
5 Материалы ревизий, внутреннего и внешнего аудита
6 Материалы совещаний Управляющего комитета, в состав которого входят главы всех отделов гостиничного предприятия (проводится с периодичностью 1 раз в квартал)
7 Материалы СМИ
8 Данные системы обмена информацией между гостиницами.