Первым направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке готовой продукции и услуг Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т.е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.
Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на услугу.
Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы н требования, но это требует больших затрат времени и денег. В ряде случаев эффективно применить пробные продажи, но ото не всегда реально осуществить.
Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары и услуги практически постоянен, а при предложении принципиально новых услуг спрос только зарождается.
Прогнозировать спрос потребителей на услуги крайне сложно, здесь наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например вкусы и предпочтения потребителей, мода, демонстрационный эффект и т д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретную услугу.
Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности дохода на душу населения.
105
Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу и еще труднее целенаправленному воздействию. При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этой же услуги другими производителями — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой п деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться па успешный поиск своей ниши. Методы определения этих мер различны. Изучение Рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.