Говоря о рынке гостиничных услуг, следует прежде определить само понятие «рынок». В экономической теории рынок рассматривается, прежде всего, как механизм, обеспечивающий взаимодействие большого количества продавцов и покупателей товаров и услуг Для каждого отдельно взятого предприятия рынок всегда конкретен. И прежде всего, необходимо определить, на каком рынке фирма работает Конкретный рынок может характеризоваться территориальными признаками, своей специализацией. Например, можно выделить московский рынок гостиничных услуг, в рамках этого рынка — рынок экономичного размещения, объединяющий все гостиницы, предлагающие ограниченный набор услуг, и их клиентов.
При атом для каждой гостиницы молено выделить.
— целевой рынок, рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели,
— бесплодный рынок, т е. рынок, не имеющий перспектив для реализации услуг данного предприятия,
— основной рынок — рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
— дополнительный рынок — рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг,
— растущий рынок — рынок, имеющий реальные возможности для роста продаж;
— прослоенный рынок — рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях.
Также следует учитывать, что по степени интереса клиентов различают:
— потенциальный рынок — объединяет всех клиентов, которые проявляют интерес к приобретению данной услуги;
— действительный рынок — все клиенты, проявляющие интерес к приобретению данной услуга, обладающие достаточной для этого платежеспособностью и доступом к этой услуге;
— освоенный рынок — клиенты, отдающие предпочтение конкретной услуге.

Рынок характеризуется, прежде всего, своей конъюнктурой. Конъюнктура рынка — экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса п предложения на услуги, а также уровень и динамику цен на них Конъюнктуру характеризует:
• — соотношение спроса и предложения гостиничных услуг;

— уровень цен;

— состояние конкуренции и барьеры для входа в рынок,

— степень государственного регулирования.